25.01.2021, 21:36
Яндекс.Метрика

TOP.T-SK.RU

/ Взаимодействие с родителями / Формирование этнической идентичности детей посредством сказки

«Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно – народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные звания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном укладе жизни, быте, традициях, а также философско – этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко – культурного формирования личности », так определил сущность этнопедагогики один  из ее основоположников Г.Н.Волков и выделял следующие проблемно – тематические разделы.

1. Основные педагогические понятия народа.

2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья и т. д).

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума).

4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычаи и т.д.).

5. Методы воспитания.

6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, сказки и т.д.).

7. Идея совершенствования человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания.

8. Организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности.

9. Народные воспитатели (родители, старшие дети и т.д.).

Воспитатель формирует национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в  первые годы жизни. Именно этот период определяет основы характера и нормы поведения, во многом зависящие от социального окружения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания была забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, передаче подрастающего поколению житейского, производственного, педагогического опята. В чем же заключается сила народной педагогики и традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души  и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи использовались различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности  подчеркивалось разными народами. Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия была народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, народе, сражается с различными чудищами, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему.

  Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Чтобы человеку остаться человеком , ему необходимо помнить свои корни. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

  Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения.

  Сказка является одним из элементом культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно – этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом.

  Специфика сказки в том что она – продукт творчества определенного народа  и содержит в себе сюжеты, образы, ситуации, специфичные для определения этноса. Это находит отражения в именах действующих лиц, названия животных и растений, особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку( «жил да был»,  «в некотором царстве,  в некотором государстве…» и т.д.), от сказателя к сказателю, от этноса к этносу.

  Сказка выполняет функцию социализации, т.е приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. А.С.Пушкин писал о ней: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Именно «намек»,  а не нравоучение, не идеологическая директива содержится в сказке , ее сюжете, ее образах.   

Сказку присуще креативная функция, т.е способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказок, наличие в ней реальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплекс отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические т.д.) способности.

  В сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трех основных формах:

- способность своим внутренним строем представлять мировоззрение в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина) и временном измерением (прошлое, настоящее, будущее);

- голографичность сказки можно трактовать в синестическом смысле слова (гр. Syn совместное, aisthekos чувство);

- способность в малом являть большое, в локальном – представлять глобальное, в микросюжете отражать микропроблемы. Иначе говоря, сказка способно отражать глобальные проблемы, непреходящие ценности, темы противоборства добра и зла, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости и т.д

         Сказка заставляешь ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажем. В результате этого сопереживания у ребенка проявляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к ним. Используя сказочные сюжеты, мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает опыт, успешно развивать творческий потенциал детей. Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, формируют первые ступени этнической индетичности. В частности, сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (леший, Святобор, Межевик и другие помощники человека в природе), с народными традициями (праздник встречи солнца в сказке «Встреча Ярило - Солца»), обычаями. Очень важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, справедливой и умной.

Черченко Татьяна Ивановна       E-mail: tcherchenko@list.ru