24.09.2020, 11:03
Яндекс.Метрика

TOP.T-SK.RU

/ Взаимодействие с родителями / Воспитание сказкой

Как выбрать сказку для самых маленьких?

 

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

 

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем - с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к с к а з к е.

Как по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Наша Маня подрастёт, подрастёт,

Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,

Наберёт воды в кринице,

Подаст матушке напиться.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны... Эти признаки помогут нам и в сборниках найти сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция - цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как «Репка», «Теремок» и др.

Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное - родителями по сказке с помощью кукол . Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера.

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

 

Черченко Татьяна Ивановна       E-mail: tcherchenko@list.ru