24.09.2020, 10:49
Яндекс.Метрика

TOP.T-SK.RU

/ Взаимодействие с родителями / Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?

«Запоминается и передается из поколения

в поколение только то, что так или иначе

дорого человечеству.

Сама устойчивость сказочного предания доказывает,

 что сказка заключает в себе что-то для всех народов

и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».

Е. Н. Трубецкой.

 

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та         или    иная сказка.         Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же,       в пословицах и поговорках.

Попробуем, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.            

«Колобок»

«Чем хвалимся, на том и провалимся» «На языке медок, да на сердце - ледок»

«Теремок»

«Не бравши топор, жилья не срубишь» «Легко взято, легко и потеряно»

«Репка»

«Из многих малых одно большое выходит»

«Капля по капле и камень долбит»

«Лиса и журавль»

«Как аукнется, так и откликнется» «Каков привет, таков и ответ»

«Курочка, мышка и тетерев»

«Хочешь есть калачи - не лежи на печи»

«Лисичка со скалочкой»

«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»

«Лёгкий хлеб»

«Хлеб горбом достают»

«Без труда не выловить и рыбки из пруда»

 

 

 

 

 

«Крошечка-Хаврошечка»

«Кто правдой живёт, тот добро наживёт»

«Кто добро творит, того Бог благословит»

«Царевна Несмеяна»

«Не всё то золото, что блестит»

Предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя». Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости

Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи - обманщики (хи-хи! Битый небитого, везет!), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята; где, мы встречаемся со священнослужителями и церковною службой.

Как при выборе сказки для чтения детям не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне «сказитель» - тот, с чьих слов сложена сказка? кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей? Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору. Так, с молчаливого согласия одного горшечника . (сказка «Горшечник»), наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось: всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно - полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали («Знаем мы твои горшки, старый хрен! С виду казисты, а нальешь воды - сейчас и развалятся!»), а сам горшечник стал «по кабакам валяться».

До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что адресовали их составители не ребенку, а опытному взрослому- путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.

Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви - которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка «Безручка») - соседствуют «Семь Симеонов», откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор- ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло». Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона.

Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка - явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать - в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, отраженные в сказке - как бы три ее этажа: нижний, средний и высший.

Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» - стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..

Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственна особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них.

Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки». (* Е.Н.Трубецкой Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской сказке. - М.: Лепта 2000.)-

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения, будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости , продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба» , а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.

 

Черченко Татьяна Ивановна       E-mail: tcherchenko@list.ru