24.09.2020, 12:11
Яндекс.Метрика

TOP.T-SK.RU

/ Взаимодействие с родителями / Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно,  строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.  Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

 Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет. После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки. Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

        «Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения  по предметным  картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки. Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет,  есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть. Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Родителям стоит больше уделять

внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности»

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом.  Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется об эмоциональных внутренних переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действие часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе,  путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты.   «Таких мостов никогда не бывает!", скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.   Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход.  Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается, мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях, еще больше "расширят" реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастический, нелогичный, новый взгляд на проблему - возникает воздушный мост, и река будет преодолена, проблема решена. Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе. Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.  С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например,  жадному, эгоистичному ребенку полезно слушать сказку "О рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах", пугливому ребенку - "О трусливом зайце", шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризуле - "Принцесса на горошине", активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о храбрых и богатых рыцарях, богатырях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д. Поймите эмоциональную проблему ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен, сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать ребенку решать его существенную проблему ( страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.) Выбирая сказку для ребенка, обязательно учтите, что в силу особенностей психоэмоционального развития необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна, или безразлична, или даже вредна. Остановимся на наиболее популярных сказках, например, "Колобок". В самом раннем возрасте он безобиден, потому что, рассказываемый нараспев мамой или бабушкой, он успокаивает своей плавностью, от него хочется уснуть. В два с половиной года что-то в этой сказке настораживает. В три года ребенок может заплакать от того, что хитрая лиса съела колобка. В этом возрасте подсознательно усиливается ребенком негативный предостерегающий смысл сказки. Однако тот же " Колобок", прочитанный или театрализованный детьми в возрасте 5-6 лет, может быть использован как средство передачи ребенку адаптивного поведения при общении с окружающими. Так, общение с зайцем, наивным, добродушным и веселым демонстрирует ребенку модель взаимодействия с похожим по характеру человеком, с которым всегда можно найти общий язык. Встреча с волком, олицетворяющим угрозу, нагоняющим страх, показывает, что и в подобной ситуации не стоит трусить, драться, можно договориться и найти компромисс.  Взаимоотношения с большим, неповоротливым, ленивым медведем, которому, в принципе, до Колобка и дела особого нет, также безопасны, если правильно себя повести, можно остаться живым и здоровым. А вот встреча с лисьим коварством, хитростью, не искренностью действительно опасна, возможны плачевные последствия. Сказка учит детей, во - первых, безопасному поведению,  подчеркивая, что не стоит одному пускаться в неизвестные путешествия и уходить далеко от дома, во-вторых, показывает, что на пути могут встречаться люди с разными характерами и поведением и очень важно научиться с ними договариваться и * понимать их намерения, и, в-третьих, что жизнь сложна и возможны очень серьезные проблемы, вызывающие чувство потери и безвыходности. Примером правильного половозрастного выбора может служить сказка Шарля Перро "Красная Шапочка". Милая сказка полезна и интересна девочкам в 3-4 года, мальчики эту сказку жалуют реже. Красивая, послушная, кроткая - все эти качества необходимы для развития в девочке женственности.

Наказанием за непослушание и своеволие является встреча с волком и все неприятности, которые случились с бабушкой из-за того, что Красная Шапочка не послушалась маму.  И только какие-то люди со стороны, случайно проходившие мимо, спасли ситуацию. Мораль сказки глубока -девочка должна слушаться маму, не то на пути ее встречается зло (волк), и мама уже ничем не поможет. В 4-5 лет в психосексуальном развитии девочки наступает стадия принятия и любви к лицу противоположного пола, в частности к отцу. Если в этом возрасте настойчиво рассказывать сказку о горьких последствиях встречи девочки с существом мужского пола - страшным,  кровожадным, голодным, то есть большой риск, что в подсознании девочки сформируется модель негативного отношения к мужчине, и во взрослом поведении эта модель может проявиться в виде нарушения взаимоотношений  с  мужчинами, в страхе и недоверии к ним. Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка.  Старайтесь рассказывать ребенку добрые, волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом. Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно вашему ребенку.

Черченко Татьяна Ивановна       E-mail: tcherchenko@list.ru