11.08.2020, 23:43
Яндекс.Метрика

TOP.T-SK.RU

/ Взаимодействие с педагогами / Сообщение из опыта работы по устному народному творчеству

 

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство.

Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.

С этой целью в нашей группе идет работа по ознакомлению детей с жизнью, бытом русских людей, приобщением их к истоком русской народной культуры, побуждением чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущего своего отечества, его истории.

А как донести до понимания детей горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой «Детство» решалось формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.

Исходя из этого я разработала свой план по ознакомлению детей с устным народным творчеством. Основными приоритетами были выбраны следующее:

1.    Широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, игры и.т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, заютичками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Например:

Своей дочуре или сыночку в пол голоса:           

Баю-баю-баюшок!

Ложись, маша, на бочок,

На пуховую кровать

 Будет, маша крепко спать.

Баю-баю-баюшок!

В огороде - петушок,

Петя громко поет        Маше спать не дает.

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Например: «Долог день, до вечера, коли делать нечего!» или «Умелые руки не знают скуки!», «не хвали себя сам, жди когда другие лохвалят!», «Мал золотник, да дорог».

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. «Умелые руки не знают скуки!», «Труд человека кормит, а лень портит», «не учи безделью, а учи рукоделью», «Дело мастера боится!» и др.

2.     окружающие предметы тоже побуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. Это им помогает легко ориентироваться в забытых вещах. Для этого мы пополняем наши предметы в нашей русской избе, родителями были изготовлены колодец, тряпичная кукла в русском народном сарафане в лаптях «Варварушка». Набор изготовленный умельцами из дерева вышитые салфетки, все это помогает детям понять, что они - часть великого русского народа.

3.     большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдении за характерными особенностями времен года, погодными явлениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдении непосредственно связаны с трудом, и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.

Отмечая в своей группе русские праздники «Рождество», «Масленицу» мы использовали материалы грамм-записи, которые в доходчивой форме в музыкальном сопровождении помогли нам ознакомиться с колядками, с добрым, приветливым гостеприимством в шуточной форме:

Хозяин с хозяюшкой,

Слезайте с печи,

Зажигайте свечки,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

С приходом Масленицы с детьми была разучена закличка солнышку: Солнышко, солнышко,

Красное солнышко,

Выди скорей,

Деток обогрей,

Твои детки плачут,

По лужочку скачут,

Соломку жгут Тебя в гости ждут!!!

Также работаем над правильным и быстрым произношением скороговорок: «на дворе трава на траве дрова»

«Ехал Грека через реку    

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека цап»

«Добры бобры - идут в боры»

Мы не стараемся разучивать очень много материала, а стараемся закрепить изученный, чтоб дети могли его использовать в своей речи, в жизни, игре.

И для всех возрастов любимый жанр детей - сказка - сопровождает их на протяжении всего периода детства. Перед сказкой используем традиционную присказку.

Начинаются наши сказки,

Заплетаются наши сказки,

На море-океане, на острове буяне Там березонька стоит,

На ней люлечка висит.

В люльке зайка крепко спит Как у зайки моего Одеяльце шелково Перинушка пухова Подушечка в головах

Рядом бабушка сидит,

Зайке сказки говорит,

Сказки старинные,

Не короткие, не длинные:

Про кошку,

Про ложку,

Про лису и про быка,

Про кривого петуха...

Про гусей-лебедей,

Про смышленых зверей...

Из поколения в поколение старшие устраивали специальные вечера загадок. Загадки эти шли не в разброс, а в определенном порядке - сначала загадки о человеке, потом о доме и вещах которые в нем находятся, затем о дворе, огороде, саде, пасеке, полях, лесах и в самом конце - о явлениях природы. Мы не стараемся запутать детей, а наоборот, строгим порядком вопросов как бы помогаем им.

Загадки: «Две ходули, два махала

Два смотрила, одно кивало»

(человек)

«Горшок умен,

Семь дырочек в нем»

(голова)

«Не часы, а тикает»

(сердце)

А чтобы все дети участвовали в загадывании загадок проводим игру с бубном: «Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам у кого веселый бубен, тот загадку скажет нам»

Традиционные народные игры дают детям массу навыков и умений, побуждает к продуктивному сотрудничеству детей и взрослых, закаляет не только тело, но и душу, благотворно сказывается на психоэмоциональной сфере ребенка. Она как палочка-выручалочка защищает еще некрепкую детскую психику от напора ежедневных переживаний.

Дети с удовольствием играют в народные игры: «Жмурки», «Баба яга», «Два мороза», «Водяной», «Плетень», «Да и нет не говори, черный с белым не носить» и др. Есть игры, в которых играющие делятся на команды или нужны ведущие, чтобы не возникало споров, используем считалки:

«Как у нас на сеновале,

Две лягушки ночевали,

Утром встали, щей поели

И тебе водить велели»

Любят дети нашей группы и русские праздники, которые помогают детям, научится творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Гуманностью, жизнеутверждающей силой, яркостью образов отвлекают детей от грустных мыслей, создают эмоционально благоприятную обстановку.

Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывает смех задорная пляска, частушка, шутка. Появляется уверенность, а своих силах, ощущение радости. Русские народные обычаи, традиции народных праздников, пришедшие из глубины веков, возрождаются, начинают жить с ними по-прежнему.

Черченко Татьяна Ивановна       E-mail: tcherchenko@list.ru