11.08.2020, 23:20
Яндекс.Метрика

TOP.T-SK.RU

/ Экскурсия в мини-музей "Русская изба"

Организация непрерывной непосредственно образовательной  деятельности

детей в подготовительной к школе группе по теме:

 Экскурсия в мини - музей « Русская изба»


 

Автор конспекта ННОД: Черченко Татьяна Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №50 г. Томска

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:  предоставление ребенку доступа к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями; введение детей в особый самобытный мир русского народа путем его действенного познания, расширение жизненного опыта детей; развитие интереса детей к своему народу, культуре.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально – коммуникативное развитие»: развитие эмоционально – чувственного восприятия предметов старины; приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям посредством фольклора; формирование основы духовно-нравственного и социокультурного развития.

«Речевое развитие»: обогащение   речи детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора; активного словаря новыми словами, названиями предметов быта (ухват, чугун, кочерга и т.д.), владение речью как средством общения и культуры.

«Физическое развитие»: сохранение физического и психического здоровья детей, развитие мелкой моторики рук.

«Художественно – эстетическое развитие»: формирование устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, развитие творческой активности детей посредством изобразительной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности:  коммуникативные – умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместной деятельности; слушать и понимать чужую речь; личностные –  умение прийти на помощь, умение выражать свои чувства и понимать чувства другого; познавательные мотивы преобладают над игровыми регулятивные – умение действовать по образцу, умение удерживать задачу на протяжении установленного времени, слушать взрослого и выполнять его инструкции; познавательные  – способность выражать положительное отношение к процессу познания, умение использовать схемы для решения познавательных задач.


Оборудование для педагога:  макет двора - забор, коромысло, колодец с вёдрами; старинный интерьер «Русской избы»: половик, лапти, печь, стол, рушник, муляжи хлеба и пирогов, овощей и фруктов, «красный угол», икона, сундук, тканый коврик, детская колыбель с куклой-ребёнком, вязаные вещи, веретено; предметы быта: горшки, миски, чугунок, самовар, скатерть, вязаные дорожки, вышитые полотенца, шкатулки, прялка; лапти, корзины и туеса, у печки - ухват, кочерга, веник; вышивки, старинные украшения - бусы, браслеты; выставка картин, на которых изображены люди в русских национальных костюмах, иллюстрации  деревенского быта, женской одежды, мужской одежды,  головные уборы, обувь мужская и женская; национальные костюмы и их элементы (платье, кафтан, рубаха, сарафан, кокошник, венок, пояс, головной убор и т.п.); народные музыкальные инструменты (гармонь, гусли, бубенцы, ложки).

Оборудование для детей:  пригласительные билеты на экскурсию в мини-музей, бумага, карандаши, мелки восковые,  фломастеры,  простой карандаш,  краски,  кисточки, стаканчики с водой,  подставки для кисточек,  салфетки,  ластики.

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель (встречая детей в приёмной комнате детского сада):

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть в нашей группе «Капитошки».

-  Ребята, скажите, в вашей группе есть мини-музей?

-  А как он называется?

-  Какие экспонаты вы собираете?

-  У нас мини - музей « Русская изба». Мы приглашаем вас на экскурсию.

- Кто из вас ребята помнит, как называют человека-специалиста, который проводит экскурсии в музее? (экскурсовод)

- Сегодня экскурсоводом буду я, зовут меня Татьяна Ивановна. А помогут мне мои помощницы девочки из нашей группы.

- Взрослые наверняка знаю правила поведения, а вы знаете как надо вести себя в музее? (повторяем правила поведения):

- Вы пришли в музей и вот,

  Встретил вас экскурсовод.

  Он здесь главный - помни это

  И прислушайся к совету:

  Экскурсовода не перебивай,

  Вопросы задавай не сразу,

  А дождись конца рассказа.

  Постарайся побольше узнать,

  Чтоб другим про наш мини – музей рассказать.

Приглашаем на экскурсию.

СКР/

Коммуникативная

 

Ситуативный разговор

 

Чтение стихотворения собственного сочинения

Пригласительные билеты 

Привлечение внимания, мотивация на предстоящую деятельность

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

 

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности;

 

различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 

 

 

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Заходим в групповую комнату (где оборудованы русская изба, двор, выставочная зона, зона для организации изобразительной деятельности).

- Оглянись-ка ты  вокруг, что ты видишь, милый друг?

  Изба, стоит перед тобой, словно терем расписной.

  Ты в ворота постучи, да в калиточку войди.

- Сколько было народных умельцев на Руси, которые при помощи топора могли делать очень красивые предметы для дома. Обратите внимание, перед нами забор, такими заборами огораживали люди свои избы. Место рядом с избой называли двором, во дворе каждого дома находился вот такой красивый сруб, это ребята колодец.

1-я Помощница: «Колодец вырыт был давно,

                Всё камнем выложено дно,

                А по бокам,  пахуч и груб,

                Сработан плотниками сруб,

                Но опускаю я бадью,

И слышен всплеск, едва-едва.

                И ключевую воду пьют со мной

             И солнце и друзья.

(Помощница показывает, как доставали воду из колодца, наливали в вёдра и несли на коромысле в избу).

- Знаете, почему Русь, называли деревянной? ( Ответы детей). Хотите, я  вам сейчас расскажу….. Давным-давно на Руси люди всё делали из дерева:  пол, потолок, мебель, посуда, всё было сделано из дерева. Дома сделанные из брёвен, назывались - избами.

Обратите внимание, перед нами находится одежда того времени, для мужчин и для женщин, женщины носили сарафаны, кокошники, рубашки, лапти. Мужчины носили шаровары, косоворотки (так назывались рубашки), кепки, пояс, лапти.

-  Послушайте загадку об очень важном экспонате в нашей избе. «Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают, глотает (печь).

- Ребята, а кто покажет, где находится печь?

- Видел кто-нибудь настоящую печь?

- Раньше не знали, да и сейчас во многих деревнях не знают другого отопления кроме, печного. Печь, всегда стояла посредине избы, была главой в доме.

- Кто из вас  знает, пословицу про  печь?

(«Печка, кормит, печка греет, печка - мать родная»)

2-я Помощница: Печь-сердце дома. Печь кормит семью, обогревает дом, на ней спали младшие дети, старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи,  кашу, пекли хлеб и пироги.

Экскурсовод: В другой стороне избы висит икона, украшали этот угол хозяйки, вышитыми салфетками, полотенцами, самодельными цветами. Эту часть избы называли «красный угол».

- Ребята, а может, кто из вас знает, почему?

- Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, решали важные семейные вопросы. «Красный угол» был самым почётным местом. Его держали в чистоте.

- Еще в избах стояли сундуки, они служили хозяевам вместо шкафов и тумбочек, в них хранили одежду, ткани, вязаные вещи. А сундучки поменьше называли шкатулочками.

- Как вы думаете, что могла хранить хозяйка в шкатулочке? (брошки, бусы,  заколки, ленты…)

- Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать.

  А вы постарайтесь отгадку найти в нашей избе.

 «Выпускает жаркий пар,

  Древний чайник…(Самовар)

3-я Помощница: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с мёдом, пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, семейного благополучия.

Экскурсовод: «Что хозяйка в печь ставит?» (чугунок)

4-я Помощница: Чугунок - незаменим в хозяйстве, по весу он тяжёлый, сделан из чугуна. Может выдержать любой огонь, никогда не бился. В чугунке варили щи, кашу.

Экскурсовод: Как же можно было доставать чугунок из печи? Здесь нужен другой помощник?… Вот отгадайте загадку: «Не бык, а с рогами,

                Не ест, а еду хватает.

                Что схватит – отдаёт,

                А сам в угол идёт? (ухват)

- Кто из вас найдёт ухват в нашей избе, который помогал хозяйке?

- А чем помогал ухват хозяйке?  (доставал горячий чугунок)

(Предлагаю детям попробовать самим достать и поставить чугунок в печь).

Экскурсовод: У меня есть ещё одна загадка, сложная не знаю, справитесь ли?

«Что за барыня такая, в гребень ниточку берёт. Тонкой ниточкой пушистой, деткам пряжу отдаёт?                    

                (прялка)

- Кто из моих помощников расскажет о прялке?

5-я Помощница: Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла нить, а из ниток вязала одежду для своих деток или ткала полотно.

Экскурсовод: Кто из вас, ребята, знает, что можно делать из шерстяных ниток? (варежки, носки, шарфы, кофты, штаны, и др.)

- А где у нас лежат эти вещи?

-  Вам понравилось экскурсия?

-  Кто запомнил  название нашего мини-музея?

- Что больше всего вам запомнилось? Кто хочет рассказать?

ПР/познавательно-исследовательская

 

СКР/восприятие художественной литературы и фольклора

 

РР/

Коммуникативная

 

ФР

 

 

 

 

 

 

Экскурсия

 

Рассматривание с дальнейшим обсуждением

 

Моделирование ситуаций

 

Рассказ

 

Пословицы

 

Чтение

 

Беседа

 

Называние предметов

 

Аудирование

 

Построение устных высказываний

 

Ситуативный разговор

 

Отгадывание загадок

 

Свободное общение по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини-музей

 

Наглядность

 

Слово

 

Совместные действия

 

 

Предоставление ребенку доступа к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями; введение детей в особый самобытный мир русского народа путем его действенного познания, расширение жизненного опыта детей;

развитие интереса детей к своему народу, культуре;

формирование представлений о

связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями.

 

Развитие эмоционально – чувственного восприятия предметов старины; приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям посредством фольклора; формирование основы духовно-нравственного и социокультурного развития.

 

Сохранение психического здоровья, положительного эмоционального настроя

 

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

 

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания для построения речевого высказывания в ситуации общения;

 

способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы

 

склонен

наблюдать, экспериментировать.

 

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Сейчас  предлагаю изобразить, тот экспонат, который вам понравился. Проходите, рассаживайтесь.

(Включается музыка, дети работают самостоятельно за столами).

Экскурсовод:  Кто хочет показать, что он изобразил, и рассказать, для чего нужна эта вещь?

Экскурсовод: Наша экскурсия подошла к  концу, теперь вы можете рассказать об этих экспонатах своим друзьям, младшим братьям и сёстрам, своим родителям. Дорогие гости, мы были очень рады познакомить вас нашим мини-музеем. Как он называется? (« Русская изба»)

Всего вам доброго!

 

 

ХЭР/

Изобразительная

 

ФР/двигательная

Творческое задание

 

Рисование

Бумага, цветные карандаши, мелки восковые,  фломастеры  простые карандаши,  краски,  кисточки, стаканчики с водой,  подставки для кисточек,  салфетки,  ластики.

Развитие творческой активности детей посредством изобразительной деятельности.

Формирование устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров.

Развитие мелкой моторики рук.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

 

Черченко Татьяна Ивановна       E-mail: tcherchenko@list.ru